Едва успев выйти из Соглашения по Черноморскому Зерновому Коридору, о чём было объявлено 29 октября, Москва тут же в него вернулась, подтвердив своё участие в поставках сельхозпродукции в страны, оказавшиеся на грани голода из-за войны, которую Россия развязала в Украине. Являются ли подобные махинации со стороны России, не говоря уже о систематической краже зерна на оккупированных территориях Украины и его последующую контрабанду Башару Асаду в Сирию, ходами в одной и той же шахматной партии за построение нового многополярного мира? Цель данной аналитической статьи—разобраться в хитросплетениях между гражданской войной в Сирии и войной России в Украине, а также роли хлеба для них обеих и их значении в геополитической стратегии и государственных доктринах Российской Федерации.
В странах Ближнего Востока на долю пшеницы приходиться 37% суточного потребления калорий. И не удивительно, что как политическая стабильность, так и народная любовь во многом зависят именно от доступных цен и наличия хлеба на полках магазинов. Способность правительства субсидировать стоимость хлеба для населения—первоочередной показатель функционирования всего государственного аппарата в Сирии. А провалы в его работе ни раз оказывались решающим фактором, определяющим кто именно—центральное правительство или оппозиция—будет контролировать те или иные территории. Отдавая себе отчёт в том, что хлеб для страны—ни что иное как стратегический ресурс, все стороны конфликта прибегали к гнусной тактике так называемых ‘пшеничных войн.’ Силы оппозиции, противостоящие режиму Асада, занимают более географически богатые территории, а также привлекают местных производителей более выгодными ценами на зерно, что даёт им возможность бросать вызов центральному правительству в Дамаске, как единственной государственной структуре в стране. Таким образом, построение государства ‘всеобщего благоденствия’ одновременно является и эффективной стратегией борьбы с повстанческим движением. Ведя кровавую гражданскую войну против своего народа на протяжении многих лет, Башар Асад, тем не менее, не забывает удалять внимание поддержанию системы бесперебойной выплаты хлебных субсидий, в чём ему существенно помогает Кремль.
В России гражданскую войну в Сирии рассматривают с трёх сторон: как удобный предлог для борьбы с воображаемыми террористами и удержания у власти режима Асада, а также как возможность улучшить свои стратегические позиции в Сирии и оттуда влиять на геополитические процессы на всём Ближнем Востоке. С одной стороны, угрозы срыва экспорта зерна служат удобным средством шантажа. А с другой, благодаря надёжным поставкам пшеницы своим союзникам в Дамаске российские власти позиционируют себя как единственного гаранта стабильности не только в ближневосточном регионе, но и для всего многополярного мира. Однако, Владимиру Путину остро необходимо наладить новые цепочки экспорта пшеницы в Сирию, или же он рискует ослабить и даже подорвать продовольственную безопасность в самой России. Именно поэтому для достижения поставленных стратегических целей Кремлю приходится полагаться на кражу зерна из Украины. Если Сирии и России всё же удастся добиться своего, Москва значительно укрепиться, и даже продвинуться, на Ближнем Востоке и Африканском континенте.
Остановить Москву можно при помощи адекватных санкций, строгого финансового и юридического контроля за их исполнением, а также борьбы с коррупцией. Однако, самый быстрый и надёжный способ положить конец хищению зерна в Украине и одновременно кровавому режиму в Сирии—нарастить поставки вооружения Киеву и помочь Украине победить в решающей войне против общего врага.
Скачать: Putin and Assad, Partners in Crime (PDF)